anne_d_autriche (anne_d_autriche) wrote,
anne_d_autriche
anne_d_autriche

Categories:

Как подобрать подходящую книгу для своего ребёнка

То, что написано ниже - не истина в последней инстанции, и я на неё не претендую. Все дети очень разные, и я считаю, что только мама (при условии, что она внимательна к собственному ребёнку, а не занимается исключительно какими-то своими делами и проблемами) может по-настоящему правильно оценить, что нужно именно её ребёнку, и подобрать книгу, которая будет ему интересна именно в данный момент, которая развлечёт его, расширит кругозор, обогатит его внутренний мир, научит чему-то новому, и, самое главное, покажет ему удивительный мир, который способны подарить только книги.

Ниже мои частные наблюдения, сложившиеся из нашей читательской жизни с пупсом, а также из общения с другими мамами, как в живую, так и в виртуальной сети. Возможно, кому-то они пригодятся :)

Желание их написать возникло у меня после того, как я в очередной раз прочитала пост какой-то мамочки, которая в панике писала о том, что её ребёнок, о ужас! совсем не хочет читать. Дочитав пост до конца, я поняла, что нежелание её ребёнка читать, объясняется очень просто: мама предлагает ему не те книги. Если и вы столкнулись с такой проблемой, проверьте, возможно, разгадка совсем не сложная?




Как определить, подходит ли ребёнку книга? Многие отвечают на этот вопрос так: "Если ребёнок слушает, значит ему интересно, значит книга выбрана правильно". На самом деле, это в корне не верно! Подходящая книга - это не та книга, которую ребёнок СЛУШАЕТ. Ибо слушать дети могут очень и очень многое. Особенно малыши. Думаю, многие замечали, что в год-полтора ребёнку вообще глубоко параллельно, что ему читают. Лишь бы читали. Тут можно и лекции зачитывать, по которым у вас экзамен намечается, и Дюма читать, и книгу по атомной физике... У меня пупс в этом возрасте очень любил слушать книгу по истории моды. Уж не знаю, чем она его так привлекала, может, картинками, а может, ему нравилось, что, в отличии от сказок, историю моды я читала ровным, спокойным, ничего не выражающим голосом: "тун-дун-дун, та-ба-дам", но каждый вечер он просил почитать именно эту книгу, и под чтение спокойненько засыпал. Надеюсь, вы не думаете, что у меня родился гениальный историк моды, который начал себя проявлять уже в годовалом возрасте?

У многих детей эта привычка слушать, не разбирая, что именно они слышат, сохраняется на долгие годы. Причём она имеет свойство закрепляться, особенно если ребёнок проводит весь день отдельно от родителей (в детском саду, с няней, бабушкой...), и вечер - единственное время, когда он, наконец-то, получает родителей в единоличное владение. В этом случае ребёнок готов на всё, что угодно, лишь бы быть рядом с мамой и папой. И если родители для совместного досуга выбирают книгу, то ребёнок оказывается готов её слушать. Не потому, что ему интересно, и не потому, что он понимает, что ему читают, а просто потому, что это мама или папа читают ему эту книгу, и для него это единственная возможность побыть рядом с ними.

Мама и папа, при этом, зачастую вообще не особо задумываются над тем, что читать. Вот у них есть "Незнайка", значит, будет Незнайка, есть "Волшебник Изумрудного города", значит будет Волшебник. А нужны они ребёнку именно сейчас или нет... Слушает, и ладно...

А ещё бывает, что родителям очень хочется прочитать какую-то детскую книгу.... которую они читали в детстве, им нравилось, и хочется перечитать, или, наоборот, которую никогда не читали, а все вокруг читали... И вот родители с радостью и энтузиазмом берут книгу... и... любой ребёнок очень хорошо считывает настроение своих родителей. Поэтому когда он понимает, что маме или папе очень нравится книга, она поднимает им настроение, доставляет удовольствие, он будет её слушать.

Но вы точно хотите, чтобы ваш ребёнок ограничивался слушаньем? Или же вам хочется, чтобы от книг он получал нечто большее? Тогда читайте дальше.

Как же определить, что вы угадали с книгой?

Если ребёнку ещё нет 3х лет то, в большинстве случаев, можно забыть о текстовых книгах. До трёх лет - это только и исключительно книжки-картинки, с парой предложений на странице. Опять же, слушать ребёнок может в этом возрасте всё, что угодно, понимать - нет.

После трёх лет можно постепенно начинать вводить книги, где количество текста увеличивается (тут отлично подойдут книги про Финдуса, кролики Женевьевы Юрье, адаптированная версия Муми-Троллей и т.д.). Очень аккуратно, и не торопя события. Для проверки того, что книга была выбрана правильно, убедитесь, что выполняются следующие пункты:
- Если вы не дочитали книгу за один раз, ребёнок просит прочитать продолжение на следующий день.
- После прочтения ребёнок просит перечитать книгу ещё раз на следующий день, максимум - в течении недели. Маленькие дети очень привязываются к понравившимся героям, и им хочется снова и снова возвращаться к полюбившимся историям. Если ребёнок не просит перечитывать книгу, значит, либо книга в принципе не интересная, либо вы с ней немного поторопились.
- Во время прочтения ребёнок задаёт вопросы, чтобы разъяснить непонятные моменты. При этом, если вопросов настолько много, что под их градом вы не можете читать собственно текст, убирайте книгу подальше - ребёнок до неё ещё не дорос. Если же их нет совсем или буквально 1-2 за всю книгу - опять же, убирайте книгу "на будущее", ваш ребёнок просто не понимает вообще ничего из того, что вы читаете.
- После того, как вы закрыли книгу, попросите ребёнка рассказать вам, какую историю он только что слышал? Что в ней произошло? Можно не вам, можно папе или бабушке, которые историю не слышали. Если ребёнок не в состоянии восстановить череду событий и уже забыл половину героев, значит книга оказалась для него слишком сложной, лучше отложить её на потом, а пока насладиться какой-то более простой и понятной книгой.

Самое лучшее, если на следующий день после прочтения, ребёнок просит вас: "А давай поиграем в Финдуса/Фридера/Незнайку!". Вот тут, бинго!, вы попали в яблочко. Можете не сомневаться: вы правильно выбрали книгу :)

Когда вы выбираете книгу, то ориентируйтесь не на список книг, которые вам кто-то порекомендовал, или вы прочитали в интернете, или ваша мама сказала, что "вот вы в этом возрасте уже читали то-то и то-то", а на интересы своего ребёнка, его характер, его вкус... Список книг никуда не убежит. Не прочитанная в 4 года книга, может неожиданно пойти на "ура" в 6 лет, и занять своё почётное место на книжной полке. А вот если вы силой "впихнёте" в ребёнка не интересную ему на данный момент книгу, то он это хорошо запомнит, и уже вряд ли захочет к ней когда-либо вернуться. А ведь читали рождаются именно из радости чтения, а вовсе не из количества прочитанных книг.

И ещё один момент: выбирая книги, не зацикливайтесь на их правильности. Многие стараются оградить ребёнка от неподходящей литературы, отбирая для него исключительно проверенные произведения великих авторов, с иллюстрациями великих художников, и ругая "безвкусные современные книги". Но не всегда то, что принято считать хорошим и правильным окажется таковым именно для вашего ребёнка.

Одним из моих самых удачных книжных приобретений, стала серия про свинку Оливию Яна Фалконера. Причём, когда я впервые увидела Оливию в интернете, я подумала: "Какой ужас! Я своему ребёнку такое никогда не куплю". Но свинка подозрительно часто появлялась в рекомендациях к покупке, когда я просматривала другие книги или делала заказ в интернет-магазине, и я решила почитать про неё отзывы. Разброс мнений меня поразил (я в тот момент ещё была абсолютным неофитом по части детских книг, среди моих покупок числились, в основном, книжки-картонки с классическими стихами и сказками). Половина рецензентов плевалась в сторону этих книг, поскольку "хуже они ещё ничего в руках не держали". Вторая же половина придерживалась иного мнения и писала о том, что книги эти, - настоящая находка, и их дети с ними не расстаются. А ещё через некоторое время на Оливию появилась бооооольшая скидка. И я решила: была-не была. Попробую. И купила одну из книг. И что бы вы думали? Книга произвела фурор. Пупсу она так понравилась, что мне пришлось покупать и другие книги. Последнюю, кстати, пришлось разыскивать по всей стране, и её стоимость, в результате, превысила стоимость 4х других вместе взятых. Но мой ребёнок хотел читать только Оливию. Пожалуй, ни одна другая книга в нашей библиотеке не может похвастаться тем, что её прочитали такое количество раз.

Видя, как мой ребёнок полюбил свинку Оливию, я и сама прониклась к ней самыми нежными чувствами. И с тех пор, каждый раз, когда мне попадается книга, которая, на мой взгляд, не очень интересна, или в которой мне не нравятся иллюстрации, я каждый раз вспоминаю Оливию, и думаю: кто знает? Возможно, пупс окажется другого мнения?

А напоследок я приберегла для вас самый большой мой книжный секрет.
Любому ребёнку можно привить любовь к чтению. Для этого надо совсем не много: самим любить читать. Если для вас совместное чтение книг не просто обязанность, если вы с интересом выбираете каждую новую книгу, а потом, в предвкушении, ложитесь на кровать, или садитесь в кресло, если открывая книгу, вы чувствуете, как вас засасывает внутрь, как ваша квартира неожиданно исчезает, а вместо неё появляются совсем другие интерьеры, природа, вокруг возникают сказочные персонажи.... Можете мне поверить, ваш ребёнок вырастет настоящим читателем!
Tags: дети, околокнижное, психология
Subscribe

promo anne_d_autriche march 19, 2014 10:01 36
Buy for 10 tokens
В Домике Гномика пупсу предложили попробовать одеть ролики, и... пупсу так понравилось, что теперь мы ходим на занятия маленьких роллеров и решаем, какого цвета ролики стоит купить. Если честно, мысль поставить ребёнка на ролики в 3,5 года мне самой бы не пришла. Про ролики я думала, но считала,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments