anne_d_autriche (anne_d_autriche) wrote,
anne_d_autriche
anne_d_autriche

Category:

Взаимоуважение между учителем и учеником (частные уроки по скайпу или в живую)

Ещё каких-то несколько лет назад я считала, что это такие очевидные вещи, что о них даже и говорить не стоит.
Но за последние годы выяснилось, что то, что мне казалось очевидным, для других вовсе не так.

Мне сейчас хочется остановиться на нескольких моментах, без которых, как мне кажется, не возможно выстроить нормальных отношений учитель-ученик, когда речь идёт о частных уроках.



1. Обращение
Преподаватель, - это не подружка. Даже, если вы с ним примерно одного возраста. Поэтому слово "ты" и фамильярные обращения Машенька-Наташенька стоит оставить для более близких людей.
В моём случае, это всегда "вы" и "Мария", а не "Машуня", "Машенька" или какие кому варианты ещё нравятся.

У меня был однажды "потрясающий" случай, когда девушка-студентка, позвонившая, чтобы узнать об уроках, в конце подитожила наш разговор словами:
- Ну так чё, Маш, когда мы с тобой пересечёмся?
Я тогда так и села.....

2. Оплата
Почему-то многие думают, что проводить урок, - дело простое и нехитрое, и преподаватель должен быть просто счастлив от того, что к нему вообще на урок пришли.
Эти люди, почему-то не задумываются о том, что часто подготовка к уроку занимает даже больше времени, чем непосредственно урок.

Ко мне приходят разные люди, у всех разный уровень языка, а также разные задачи его изучения. И ко всем я стараюсь найти индивидуальный подход. Поэтому к каждому уроку я довольно долго и основательно готовлюсь, подбираю материалы, ищу статьи, видео, упражнения....

Это совсем не просто и не быстро. Иногда, чтобы найти маленькое 5-10 минутное видео, мне приходится потратить на отсмотр 2-3 часа! Тоже самое со статьями и упражнениями: сколько их приходится просмотреть, перечитать, чтобы найти то, что подойдёт конкретному ученику по уровню, теме, задаче...

И теперь представьте: я потратила 2 часа на подготовку, включила компьютер, жду... А никто не пришёл. И даже не потрудился сообщить об этом. Увы, таких людей очень много. Именно поэтому, теперь, готовиться к уроку я начинаю только тогда, когда вижу, что ученик сделал оплату. В данном случае, для меня это гарантия, что я потрачу своё время не зря.

Мне кажется, что это тоже уважение, когда ученик ценит труд преподавателя. Для человека, который серьёзно настроен что-то выучить, сделать предоплату, обычно, не проблема.

3. Своевременное появление на уроке.
На уроке надо появляться вовремя. Тогда, когда он запланирован, а не тогда, когда вам вдруг взбрело в голову: "А не поучиться ли мне?"

Если обстоятельства складываются так, что вы отменяете или переносите урок, то об этом нужно сообщить как можно раньше. Преподаватель тоже человек, и у него тоже есть какие-то дела, помимо непосредственно вашего урока. Заранее зная об отмене урока, он может иначе спланировать свой день, и провести его куда более продуктивно, чем сидя перед компьютером, будучи уверенным, что там кто-то появится.
Да, бывают форс-мажоры, когда отменять приходится в последний момент (и у преподавателю тоже, все мы люди), но согласитесь, что это всё-таки редкие случаи. И если у человека форс-мажоры, мешающие не только прийти на урок, но и предупредить о его отмене, наступают каждую неделю, то это, наверное, повод задуматься, нужен ли ему вообще этот урок, или у него есть дела поважнее?

В свою очередь, преподаватель тоже всегда должен предупреждать ученика о том, что он не может провести урок в назначенные день и время. Мне кажется, когда люди друг друга уважают, такие вещи происходят по умолчанию.

Поэтому, меня удивляют люди, которые говорят: "Вы понимаете, у меня же дети, я не могу быть уверена, что приду на урок!" (как вариант: "работа ненормированная", "бабушка постоянно требует к себе внимание" и т.д.)
У всех дети. У меня тоже ребёнок. У меня есть ученица у которой 5 детей, и есть, - у которой - 7. Но они всегда находят возможность написать мне, если вдруг у них что-то случается, и они вынуждены перенести урок. Всё-таки в наш век, когда у всех есть компьютеры с выходом в интернет, а также телефоны, в которых всегда можно быстренько написать смску, подобные "оправдания" звучат, по меньшей мере, странно.

Ещё больше мне "нравятся" люди, которые, не придя вовремя на занятие, появляются через пару дней со словами: "вы знаете, я в тот день устала что-то, и легла спать, а давайте мы с вами прямо сейчас урок проведём, вы же онлайн!"
Как говорится, слов нет, одни буквы...

4. Подготовленность к уроку.
Если мы договариваемся о занятии, я говорю, что к занятию нужно скачать определённый учебник и аудиофайлы (или, как вариант, - купить, если человек предпочитает печатный вариант), то это значит, что они нам действительно понадобятся.

И когда человек, спустя неделю-две, приходит на свой первый урок, и я говорю ему: "Откройте учебник на такой-то странице", а он мне в ответ: "А у меня что-то не было времени его скачать!", я, каждый раз с трудом сдерживаю себя, чтобы не спросить, а чем же он столько времени был так занят, что не нашёл 15 свободных минут на подготовку к уроку? И, чем, в таком случае, мы сейчас будем целый час заниматься? (этот вопрос, я, кстати, задаю). Ответ, обычно, звучит так:
- Да не знаю, вы ж учитель, расскажите мне что-нибудь.
Да, я учитель. Учитель, который подготовил урок, исходя из того, что у нас будут определённые материалы для занятий, на которые мы будем опираться. Я учитель, а не массовик-затейник, который тут же скажет:
- А правда, чего это я? А давайте мы с вами просто так поболтаем... О жизни! Песенку послушаем, что ли....
Возможно кто-то так работает, я - нет. Я очень трепетно отношусь к тому, что делаю, и не вижу смысла в том, чтобы проводить урок кое-как, по принципу "лишь бы провести". Это не мой вариант.
Аналогично, перед уроком стоит проверить, что вы умеете открывать на своём компьютере картинке, включать аудиофайлы, и знаете как перейти по ссылке на тот или иной сайт. Увы, это всё из практики: часто оказывается, что люди не умеют пользоваться простейшими вещами.

Здесь хочется ещё добавить про своевременное выполнение домашних заданий, но, на мой взгляд, это уже больше вопрос самоуважения, нежели уважения к преподавателю.

5. Дети
Тут, на самом деле, можно отдельный пост писать, но пока пусть будет просто пунктом :)
Дети, в отличии от взрослых, отправляются к преподавателю не тогда, когда захотели или поняли необходимость изучения языка, а тогда, когда оценки в школе стали падать, и мама с папой сказали: "А ну, учи!"
То есть, большинство детей, отправляемых к репетитору, либо вообще никак не мотивированы, либо вооружены отрицательной мотивацией: "Не будешь учить, не пущу гулять с друзьями!" или что-нибудь в этом роде.

Преподавателю с такими учениками, по умолчанию, сложно: они не хотят учиться, у них уже на входе такой мощный забор вокруг, что пробиться сквозь него очень и очень сложно... Но я вообще-то не про это написать собиралась.

А собиралась я написать про то, что родители должны объяснить ребёнку такую простую вещь, как уважение к преподавателю, и зачем они своего ребёнка к этому самому преподавателю отправляют.
У меня был мальчик, который приходил на урок (мама приводила), садился на против меня и начинал рисовать. Я ему говорю: "Давай заниматься (читать, писать, изучать и т.д.)"
А он мне в ответ: "Не хочу. Сидеть хочу"
Я к маме: "Вы понимаете, ваш ребёнок вообще отказывается заниматься"
Мама в ответ: "Ну а я-то что могу сделать? Вы же преподаватель, придумайте что-нибудь!"
В итоге, мы с этим мальчиком расстались. В моём представлении, преподаватель должен заниматься преподаванием, а не попытками на протяжении часа объяснить чужому ребёнку, что ему это надо. У него для этого есть мама, папа, а также бабушки-дедушки.

Мне кажется, это такие простые жизненные вещи, которые должны выполняться повсеместно, а не только тогда, когда вы отправляетесь на занятие. И их соблюдение, - это гарантия хороших отношений со своим преподавателем, который, в ответ, постарается сделать ваши с ним совместные занятия, не только полезными и продуктивными, но и максимально интересными.
Tags: иняз, на злобу дня
Subscribe

  • Для тех, кто не боится помощи от Бога :))))

    Сижу за компьютером, работаю, никого не трогаю :) Вдруг у меня перед глазами вылетает баннер: "Нужна помощь от Бога? Жми!" Честно…

  • Ветерочек...

    Вот идёшь по улице, и вроде ничего особенного. Ну, ветер дует. Но это же как всегда? А мы вот из-за этого ветра сегодня в Михайловский сад не попали:…

  • Устами младенца

    Стою вчера вечером в ванной, мою голову. Вокруг кастрюльки, тазики... Романтика! Горячей воды-то нет... Над ванной нагнулась, вся голова в шампуне, в…

promo anne_d_autriche march 19, 2014 10:01 36
Buy for 10 tokens
В Домике Гномика пупсу предложили попробовать одеть ролики, и... пупсу так понравилось, что теперь мы ходим на занятия маленьких роллеров и решаем, какого цвета ролики стоит купить. Если честно, мысль поставить ребёнка на ролики в 3,5 года мне самой бы не пришла. Про ролики я думала, но считала,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments